Сказание о человецех незнаемых...

Сказание о человецех незнаемых...
Сказание «О человецех незнаемых в восточной стране» встречается в древнерусских рукописях с XVI по XVIII в. Оно представляет собой первое полуреальное, полуфантастическое описание сибирских народов, которые собирательно называются в нем «самоедь», что идентично терминам «инородцы», «дикари». В действительности речь идет о ненцах, хантах и манси. В С. перечислено девять видов «самоеди», причем всякий раз сообщается об их образе жизни, промыслах и товарах, которыми они располагают: «Сия же люди не велики возрастом, плосковиды, носы малы, но резвы велми и стрелцы горазди, а ездят на оленех и на собаках, а платье носят соболие и оленье, а товар их соболи». Песцы, пыжи, соболи, оленьи кожи, бобровая струя и продукты рыболовства интересовали автора в первую очередь. В С. нет названия «Сибирь», известного на Руси уже официально в сер. XVI в. (оно встречается в 1564 г. в титуле Ивана Грозного в грамоте английскому королю Эдуарду VI), а неофициально и раньше – в 1483 г. в описании похода на Асыку вогульского князя. В HIVЛ 2-й пол. XV в. под 1364 г. есть известие о походе новгородцев в Югорскую землю и упоминается река Обь, а в сер. XV в. название «Сибирь» появляется на иностранных картах. Поэтому датировать С. можно кон. XV или нач. XVI в. Его автором скорее всего мог быть новгородский купец, ходивший за Урал с торговыми целями и почерпнувший там легенды, отразившиеся в С. Но прежде всего произведение тяготеет к деловой письменности, сообщая реальные данные о сибирских землях – Югорской земле, Малгозее, Байде, возможно, и об Алтае. По характеру изложения оно напоминает Записки Афанасия Никитина в тех фрагментах, где он говорит о географии, обычаях и товарах Индии. К такого же рода географическим заметкам можно отнести статьи «От Странника» в сборнике XV в. монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина. Кстати, и у Афанасия Никитина встречаются полуфантастические сведения (о птице Гукук, об обезьяньем царе). Возможно, и Хожение Афанасия Никитина, и С. писались по определенным шаблонам купеческих путевых записок, не дошедших до нас. С другой стороны, вся фантастическая, легендарная часть С., основанная на слухах, преувеличенных, неверно понятых фактах, наконец, просто на местных легендах, делает С. произведением литературным, даже беллетристическим. Фольклорист Г. Л. Венедиктов находит параллели между современным фольклором Русского Устья (на Индигирке) и сюжетами С. – о людях, умирающих на зиму и оживающих весной, о людях без головы с лицом на груди, о волосатых людях. Один из первых издателей С. Д. Н. Анучин пытается для каждого сказочного сообщения найти его реальную основу или, по крайней мере, легенду. Так, в людях, ходящих под землей, он предполагает алтайских рудокопов. Мертвый город, расположенный на острове, возник в воображении из нагромождения скал, а сведения о «немой» заочной торговле подтверждаются этнографическими примерами. Рассказ о людях без голов и с лицом на груди имеет своим источником непривычный вид цельнокроенной меховой одежды, известной даже в рисунках А. Олеария. Можно добавить, что описание медицины шаманов: «да есть у них лекари, у которого человека внутри не здраво, и они брюхо режут, да нутро вынимают и очищают и пакы заживляют», – соответствует недавнему обсуждению в прессе проблемы филиппинской «бескровной» хирургии. Интерес к подобного рода легендам о диких народах присущ как древним, так и средневековым литературам, в том числе и древнерусской (в Александрии, в «Откровении» Мефодия Патарского, в Сказании о Индийском царстве, в Космографии и др.). Однако С. не испытывает влияния книжных источников, являясь произведением вполне оригинальным. Оно нашло отголосок в более поздних произведениях. Путешественник А. Дженкинсон, пять раз ездивший в Москву (1557–1571 гг.), в своем сочинении-отчете Лондонской торговой (Московской) компании приводит перевод несколько сокращенного начала С. Переводчиком Дженкинсона был его спутник Ричард Джонсон, заимствовавший эти рассказы из русского источника со ссылкой на холмогорца Федора Товтыгина (Hakluyt’s. «Collection of the early Voyages Travels and Discoveries of the English Nation». 1809. Vol. 1). Некоторые эпизоды С. совпадают с сочинением Герберштейна, обращавшегося к русскому «дорожнику». Страны, упоминаемые в С., фигурируют на картах Сибири, составленных в XVI и XVII вв. западноевропейскими путешественниками. В XVII в. схожие со С. легенды попадают в поздние Космографии и в «Историю Сибирскую» С. У. Ремезова. Таким образом, С. интересовало русских и западноевропейских историков, географов, купцов. Занимательно-беллетристический характер произведения поддерживал интерес к нему на протяжении нескольких столетий; по мере освоения Сибири и более полного знакомства с ней его справочно-этнографический материал терял свое значение; в дальнейшем (в XVII и XVIII вв.) С., вероятно, бытовало уже только как произведение беллетристического жанра. Самый ранний список С. – 1-й пол. XVI в. – ГПБ, Солов. собр., № 954/844, был положен в основу публикаций памятника, впервые изданного Н. Фирсовым в 1866 г. в работе «Положение инородцев северо-восточной России в Московском государстве» (Казань, 1866). Однако по-настоящему С. было введено в научный оборот Д. Н. Анучиным, издавшим его по Соловецкому списку с разночтениями еще по нескольким рукописям XVI–XVIII вв. Вслед за Анучиным текст С. издал А. Титов по рукописи XVI в. ГПБ, собр. Погодина, № 1572. Изд.: Анучин Д. К истории ознакомления с Сибирью до Ермака // Древности. 1890. Т. 14. С. 227–313; Сибирь в XVII веке: Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях / С предисл. А. Титова. М., 1890. С. III–IV, 3–6. Лит.: Оксенов А. Слухи и вести о Сибири до Ермака // Сибирский сборник. СПб., 1886. Кн. 4. С. 113–114; Пыпин А. Н. История русской этнографии. СПб., 1892. Т. 4. С. 185–193; Очерки истории СССР. Период феодализма кон. XV – нач. XVII в. М., 1955. С. 653; Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 1. XVII в. 2-е изд. М.; Л., 1960. С. 150, 158; Мирзоев В. Г. Первые русские литературные известия о Сибири // Учен. зап. Кемеровск. пед. ин-та. 1961. Вып. 4. С. 169–175; Дергачева-Скоп Е. И. Из истории литературы Урала и Сибири. XVII в. Свердловск, 1965. С. 21: Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосибирск, 1973. С. 24; Венедиктов Г. Л. Фольклоризация памятников древнерусской литературы в Русском Устье // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 402–403.
М. Д. Каган

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Сказание о человецех незнаемых..." в других словарях:

  • Древнерусская литература XV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 1400 е годы 1.2 1410 е годы …   Википедия

  • Анучин, Дмитрий Николаевич — профессор, современный ученый и антрополог; род. 27 го августа 1843 г. в С. Петербурге, воспитывался в 4 й Ларинской гимназии, окончив которую в 1860 г., поступил на историко филологический факультет, слушал лекции Стасюлевича, Костомарова,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Мангазея — Город Мангазея Страна РоссияРоссия Регион …   Википедия

  • Лукоморье — (устар. и поэт. лукоморие; морская лука)  морской залив, бухта, изгиб морского берега[1][2]. Наиболее известное, легендарное Лукоморье находилось в окрестностях Мангазеи на побережье Обской губы.[3] Содержание 1 Этимология …   Википедия

  • Морская Лука — Лукоморье (поэт. устар.), морская лука  морской залив, бухта, изгиб морского берега[1][2]. Встречались и речные лукоморья, например, Обское. Содержание 1 Лукоморье в славянской мифологии 2 Лукоморье в литературе …   Википедия

  • ИОНА СОЛОВЕЦКИЙ — (20.11. 1561 после 1.03.1621), мон. Соловецкого в честь Преображения Господня мон ря, книжник каллиграф, создатель автобиографии, письмовника, дорожников, описания собственной библиотеки архива. Биография Мирское имя И. С. неизвестно. В… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»